logo
Главная arrow Полезные статьи arrow «Бесплатная» медицина.

Авторизация

Опросы

Как вы выбираете врача или клинику?

«Бесплатная» медицина.

E-mail
Автор psystatus   
«Бесплатная» медицина.

Принцип этики медицины гласит: "больной - прежде всего пациент, а не источник доходов". Врач, безусловно, должен получать адекватную плату за свой тяжелый и высококвалифицированный труд. Но с другой стороны, право человека на жизнь и исцеление не может зависеть от толщины кошелька – перед страданием и смертью мы все равны. Поэтому порядочные врачи, назначая плату за лечение, всегда учитывали материальные возможности пациентов и никогда не отказывались помочь, если денег у человека не было.

Нормой для многих врачей девятнадцатого века был, например, такой образ жизни: днем он принимает в кабинете больных из имущих слоёв населения, и за приличные гонорары, а вечером, взяв чемоданчик с инструментами, отправляется в кварталы бедняков, где не только не берет деньги за свой труд, но и сам порой покупает лекарства (а то и еду) для пациентов. И при этом хороший, опытный врач имел, как правило, достойный (хотя и не самый богатый) доход, мог нормально содержать семью. Однако гибкость и взвешенность в вопросе оплаты своего труда может проявлять врач, который имеет собственную практику и сам принимает финансовые решения. В современном мире полная независимость – большая редкость. Автономная врачебная практика бывает просто запрещена законом, как это было, например, в Советском Союзе.

Но потеря врачом независимости не всегда результат государственного произвола – во многом это обратная сторона прогресса медицины. Многие медицинские специальности предполагают работу со сложным оборудованием или участие помогающего персонала, а потому они оставляют для врача один путь – быть наёмным работником в крупной клинике, частной или государственной. И в этом случае все вопросы оплаты решает не он, а финансовое руководство учреждения, которое, скорее всего, никакой Клятвы Гиппократа не давало. Цель руководства – уложиться в отведенные средства, если клиника (или система здравоохранения в целом) государственная или страховая, а то и получить прибыль – если предприятие частное. В первом случае всё равно будут оставаться больные, которые не получат помощи (или получат недостаточную) из-за финансовых «нормативов».

Вряд ли человека утешит, что денег на спасительную операцию не хватило не в его собственном кошельке, а в бюджете больницы или лимитах страховой компании. И даже если врач готов сделать операцию бесплатно, это не решит проблему, ведь он не может распоряжаться помещениями, оборудованием, персоналом. В России к такому положению дел люди приспосабливаются по мере сил. Пациенты идут в больницы со своими лекарствами, шприцами, постельным бельем. И конечно, стараются отблагодарить врача или медсестёр за внимание деньгами и подарками. С юридической точки зрения это незаконно: с денег, передаваемых врачу в конверте, не платятся налоги. Но вряд ли в нынешней ситуации у кого-то есть моральное право попрекать этим врачей. По сути, существует некий негласный договор: государство только изображает равную возможность как бы бесплатной страховой медицинской помощи для всех, а само экономит на медицине, предоставляя врачам и медсёстрам «кормиться» как могут. Эта практика имеет корни в советском прошлом. Когда-то Сталин ответил на предложение увеличить врачам зарплату так: «Это ни к чему. Хороших врачей народ сам прокормит, а плохие нам не нужны».

Свою долю ответственности за такое положение вещей несут и врачи: соглашаясь работать за мизерную плату, они тем самым поддерживают «потёмкинскую деревню» всеобщей бесплатной медицины. В ситуации вопиюще низкой оплаты своего труда, которую сами медики не могут изменить, врач оказывается перед выбором: или быть героем – работая с полной отдачей, влачить буквально нищенское существование, или стать подлецом – вымогать деньги из больных, а без денег работать спустя рукава (при этом, оставляя больного без должного лечения, врач иногда обрекает его на тяжёлую болезнь или даже смерть). Наконец, просто уйти из медицины. Выбор весьма печальный, как говорится, куда ни кинь – всюду клин. Допустим, сам человек может быть альтруистом-бессеребренником, но как на нынешнюю зарплату российского врача прокормить собственных детей?

Почему они должны ходить в обносках или плохо питаться? Или ради интересов семьи стоит найти более денежную работу, поставив крест на том, о чём мечтал с детства, к чему шёл столько лет? К сожалению, немало медиков в этой ситуации начинают считать себя свободными от этических обязательств и под лозунгом «Жить-то надо!» делают шаг за шагом в сторону от элементарной порядочности. Участковый выписывает почти каждому, кто заходит в его кабинет, дорогие пищевые добавки, пугая, что без них «Будет становиться всё хуже и хуже – такая у нас сейчас экология», и заодно доверительно сообщая номер телефона: «Здесь гораздо дешевле» (это телефон фирмы, с которой он сотрудничает, имея процент с продаж биодобавок). Дежурная медсестра не подходит ночью к тяжёлому больному: «За такие деньги я должна ещё и ночами недосыпать!». Палатный врач намекает пациенту, что предстоящую операцию может сделать завотделением – опытный хирург, а может- практикант, но, «вы понимаете, время профессора чего-то стоит…». Доходит и до более страшного. Врач «Скорой помощи» является на вызов в подпитии на возмущение родственников больного отвечает: «А вы бы не запили от такой жизни?».

Подобных примеров, к сожалению, множество. Раз решив, что недостаточная оплата труда – оправдание недобросовестности, врач по сути, перестаёт быть врачом, теряет не только доверие пациентов, но и самоуважение, профессионализм. Уж честнее совсем уйти из медицины. Когда медицина – бизнес, возникают свои этические коллизии. Например, пациент рискует, что его будут не столько лечить, сколько «раскручивать» на новые и новые дорогие анализы и процедуры. В начале 90-х годов двадцатого века после обследования ряда столичных частных гинекологических клиник разразился скандал. Они тогда появлялись как грибы после дождя и обещали то, что женщинам было недоступно в советское время – «быстрый анонимный и безопасный аборт» (естественно, за приличную плату). Оказалось, около трети женщин, которых направляли на эту операцию (ни при каких условиях не являющуюся безопасной), не были беременны! И врачи об этом знали. Но обеспечивали прибыль своему частному предприятию… Конечно, такие вопиющие факты возможны лишь в условиях бесконтрольности и хаоса, которые царили тогда на только зарождавшемся рынке медицинских услуг. Однако проблема остаётся актуальной и для более совершенных систем здравоохранения. В современных развитых странах стоимость даже сравнительно простых медицинских манипуляций и обследований столь высока, что их мало кто может себе позволить.

Во многих государствах ситуация регулируется с помощью системы страхования. Люди, сейчас здоровье, платят за тех, кто заболел, и вместе с тем – за собственное лечение в будущем, если таковое понадобится. Страховые компании не заинтересованы оплачивать ненужные процедуры и анализы, поэтому они содержат большой штат экспертов, следящих за оправданностью назначений, и юристов, готовых в случае чего привлечь лечебное учреждение к ответу. Однако о равных возможностях получения медицинской помощи говорить всё же не приходится. Не случайно одна из самых больших неприятностей в жизни человека, например, в Америке – потеря работы и вместе с ней медицинской страховки. Без неё можно рассчитывать только на самую необходимую, экстренную помощь в виде благотворительной услуги. У врача частной клиники тоже нет возможности решать финансовые вопросы согласно своим принципам. Он не имеет право, скажем, снизить плату за лечение малоимущему больному или оказать ему помощь бесплатно. Порой врач готов идти на хитрости – иначе в документах указывать диагноз или преувеличивать тяжесть состояния больного, чтобы того не отправили восвояси без должного лечения.

На Западе ряд врачей занимаются общественной деятельностью: организуют благотворительные фонды, из которых можно оплачивать лечение малоимущих, и бесплатные амбулатории для бедных, где врачи и медсёстры трудятся в свободное время, не получая за это денег. Хотя в современной медицине врач менее свободен в своих решениях, чем прежде, у него всегда остаётся возможность поступать порядочно. Вряд ли можно считать этически предосудительным, если квалифицированный врач с мизерной зарплатой не отказывается принимать деньги от благодарных состоятельных пациентов. Нормально, если от материальных возможностей клиента зависит комфортность медицинского обслуживания – отсутствие очередей, хорошие интерьеры, удобные палаты.

Вполне естественно, что лишь за деньги оказывают услуги, которые не являются, строго говоря, лечением, скажем операции по омоложению. Нарушение этических норм происходит тогда, когда врач делает получение денег за свой труд необходимым условием для оказания помощи, как только он – сознательно или нет – начинает относиться к имущим и неимущим больным с разной степенью добросовестности. Никакие тяжёлые обстоятельства или социальная несправедливость не могут служить оправданием для врача, который наживается на людских страданиях.
 
« Пред.   След. »
хостинг от .masterhost