logo
Главная arrow Ухо, горло, нос arrow Архаическое эго: взгляд психолога

Авторизация

Опросы

Как вы выбираете врача или клинику?

Архаическое эго: взгляд психолога

E-mail
Автор psystatus   

В противоположность аффективным бурям и эмоциональным приступам, детерминированным биологическими и филогенетическими факторами, неврозы обусловлены историей жизни индивида. Поскольку в неврозах воспроизводится раннее развитие, эту форму патологии нельзя объяснить без углубления в онтогенез. Здесь мы представим схематичный обзор психического развития и формирования границ Я.

Вклад психоанализа

Представления о ранней психической жизни вырабатывались очень медленно на основании материала, полученного при психоанализе взрослых. Позднее эти данные подтвердились при непосредственном наблюдении детей. Самый ранний период жизни остается наименее понятным. Во-первых, при психоанализе и лечении неврозов не всегда приходится обращаться к началу жизни; во-вторых, в период после рождения, когда еще не развита речь и не произошла дифференциация психических функций, очень трудно разобраться в психическом реагировании. Пока ребенок не овладел речью, процесс наблюдения за ним затруднен; полученные этим путем данные слишком по-разному трактуются. Возникает сильный соблазн интерпретировать поведение младенцев, используя концепции и представления, разработанные при изучении более поздних стадий развития, за подверженность этому соблазну критикуются и психоаналитики. С психоаналитических позиций проведен ряд систематических наблюдений младенцев. Большую ценность имеют наблюдения, сделанные психологами-экспериментаторами, но у них совершенно иные методические установки. Психоанализ больных психозом, регрессировавших к примитивным фазам эго, сильно расширил знания о ранних стадиях развития. Такой психоанализ столь же важен в понимании раннего психического развития, как психоанализ невротиков, вернувшихся к инфантильной сексуальности, в понимании стадий сексуального развития. Конечно, психозы не единственное состояние, в котором можно наблюдать регрессию эго. Функции архаического эго возвращаются и у здоровых людей: при интоксикации, истощении и особенно при засыпании и просыпании.

Самые ранние стадии в развития Я

Психические функции представляют собой прогрессивно усложняющуюся систему, предназначенную для управления стимулами. Так, самые ранние фазы развития психики следует интерпретировать с помощью понятий "возбуждение" и "релаксация", и только последующие фазы можно охарактеризовать более определенными и дифференцированными терминами. Эго дифференцируется под влиянием внешнего мира. Считается, что у новорожденного эго отсутствует. Дитя человека рождается более беспомощным, чем другие млекопитающие. Младенец не выживет, если о нем не заботиться; на него обрушивается лавина стимулов, которыми он не способен управлять. Он не может произвольно двигаться, не различает поступающие стимулы, не ориентируется в объектах внешнего мира и еще не умеет ограничивать напряжение. У новорожденного, по-видимому, отсутствует ясное сознание и имеется только недифференцированная чувствительность к боли и наслаждению, усилению и уменьшению напряжения. Точнее говоря, функции, впоследствии составляющие эго и сознание, еще не развиты: ни восприятие (перцепция), ни произвольные движения, ни способность связывать напряжение с помощью контрка-тексиса (возможности направлять либидо на альтернативные цели) . Конечно, реагирование на стимулы происходит и до развития эго, функции будущего эго выполняются целостным организмом.

Становление эго не гомогенный процесс. Он начинается с рождения (или, возможно, раньше) и в строгом смысле никогда не завершается. При рождении организм покидает относительно спокойное окружение и неожиданно подвергается разрушительной стимуляции, обладая минимумом защиты от нее. Это "затопление" возбуждением при отсутствии адекватных защитных механизмов представляет собой, согласно Фрейду, модель позднейшей тревоги. Переполнение возбуждением, вероятно, крайне неприятно и вызывает первую ментальную тенденцию, а именно склонность избавляться от напряжения. Когда со стороны внешнего мира младенцу оказывается помощь в борьбе со стимулами, он удовлетворяется и засыпает. Новые стимулы, такие как голод, жажда, холод, вызывают пробуждение. Первые проблески сознания отражают не различие между эго и не эго, а скорее различие между большим и меньшим напряжением; в этот период релаксация сопровождается утратой сознания. Если любая потребность удовлетворялась бы сразу, представление о реальности, возможно, никогда бы не возникло.
 

 
« Пред.   След. »
Помощь психолога

Подписка на новости

Здесь Вы можете подписаться на новости нашего сайта

Статьи
Новости
Подписаться
Отписаться



хостинг от .masterhost