logo
Главная arrow Психология, психиатрия arrow Расстройство поведения

Авторизация

Опросы

Как вы выбираете врача или клинику?

Расстройство поведения

E-mail
Автор psystatus   
Оглавление
Расстройство поведения
Страница 2



1. Дайте определение расстройства поведения.

Расстройство поведения представляет собой психическое расстройство у детей и подростков, характеризующееся стойким и повторяющимся паттерном поведения, нарушающим основные права окружающих или основные соответствующие возрасту социальные нормы или правила. Согласно диагностическим критериям DSM-IV, как минимум три (или более) специфических симптома должны наблюдаться на протяжении последних 12 месяцев и как минимум один симптом должен присутствовать на протяжении последних 6 месяцев (критерий А). Эти симптомы присутствуют, как правило, в различных обстоятельствах и вызывают клинически выраженные нарушения социальной, учебной или профессиональной деятельности (критерий В).
Диагностические поведенческие критерии расстройства поведения попадают в четыре основные группы.
Агрессивное поведение, которое является причиной или угрожает повреждением другим людям или животным (толчки, драки, применение оружия, физическая жестокость по отношению к людям или животным, кражи с нападением на жертву, принуждение к сексуальной близости).
Неагрессивное поведение, которое ведет к утрате или повреждению имущества (преднамеренная порча имущества или поджог).
Лживость или воровство (кражи со взломом, «надувательство» окружающих, воровство предметов, не имеющих значительной материальной ценности, без нападения на жертву)
Серьезные нарушения установленных правил (в возрасте до 13 лет остается гулять допоздна несмотря на запрет родителей; уходы из дома на всю ночь как минимум дважды; прогулы школы в возрасте до 13 лет).

  2. Существуют ли подтипы данного расстройства?
Да. Расстройство поведения подразделяется на два основных подтипа: С началом в детском возрасте — появление, как минимум, одного симптома расстройства поведения в возрасте до 10 лет. Пациенты с данным типом расстройства поведения, как правило, мужского пола и характеризуются агрессивностью, нарушенными взаимоотношениями со сверстниками; они развивают все критерии расстройства поведения еще до начала пубертатного периода. Прогноз у таких пациентов хуже, так как нарушения поведения склонны сохраняться во взрослом возрасте, а у многих из этих пациентов развивается антисоциальное расстройство личности.
С началом в подростковом возрасте — до 10 лет отсутствуют какие-либо симптомы расстройства поведения. Такие пациенты, как правило, менее агрессивны, чем те, у которых заболевание началось в детском возрасте. Имеют более спокойные взаимоотношения со сверстниками. У подростков, страдающих данным типом патологии, меньше вероятность развития стойких нарушении поведения, переходящих в антисоциальное расстройство личности. Таким образом, у них чаще наблюдается расстройство поведения, ограниченное подростковым периодом; и прогноз у них лучше. Такой тип расстройства чаще отмечается у девочек.

3. Насколько распространено расстройство поведения?
Расстройство поведения является наиболее частой причиной направления детей для психиатрического обследования и лечения. Примерно в 2—3 раза чаще это расстройство встречается среди мальчиков (распространенность 6—16%), чем среди девочек (распространенность 2-9%).

4. Каковы причины расстройства поведения?
Изолированной причины расстройства поведения нет. В целом факторы, оказывающие вклад в развитие расстройства поведения, можно подразделить на внутренние и внешние. Внутренние факторы имеют большее значение при расстройстве поведения с началом в детском возрасте, по сравнению с расстройством, начинающимся в подростковом периоде.
Внутренние факторы:
• Генетические. Хотя полноценных исследований генетических причин расстройства поведения крайне мало, по крайней мере, в одном исследовании (где изучались как средовые, так и генетические факторы) обнаружена значительная генетическая обусловленность расстройства поведения (объяснявшая до 70% статистической флуктуации).
• Особенности темперамента. Гиперактивность, агрессивность в раннем возрасте, импульсивность, тяга к острым ощущениям, недостаточно развитая эмпатичность и чувство вины связаны с развитием расстройства поведения.
• Когнитивные нарушения и нарушения обработки информации. При расстройстве поведения в детском возрасте отмечается недостаточное развитие навыков речи и способности планировать свои действия. Имеется отчетливая тенденция неверно воспринимать намерения окружающих как враждебные и агрессивные, особенно в неоднозначных
ситуациях.
• Нарушение регуляции уровня серотонина (см. вопрос 9).
• Автономная гипореактивность. Низкая реактивность может затруднять попытки повлиять на расстройство поведения у детей посредством позитивного или негативного подкрепления.
Внешние факторы включают:
• Семейные факторы, такие как 1) недостаток материнского внимания; 2) отклонения у отца (алкоголизм или преступные действия); 3) злоупотребление психоактивными веществами со стороны родителей или родительского окружения; 4) агрессия со стороны родителей, насилие, жесткая дисциплина и/или физическое или сексуальное насилие
над детьми; 5) неспособность родителей обеспечить адекватное и структурированное воспитание и необходимые ограничения; 6) недостаток эмоционального участия, поддержки и любви со стороны родителей.
• Социокультуральные факторы, такие как низкий социально-экономический статус, безработица и общение с делинквентными сверстниками.

5. Как проводить дифференциальный диагноз расстройства поведения?
Расстройство в виде оппозиции включает некоторые признаки расстройства поведения, но при этом отсутствует стойкий паттерн более тяжелых поведенческих отклонений, при которых нарушаются основные права окружающих или установленные возрастные социальные нормы или права. Согласно DSM-IV, при наличии у больного критериев как расстройства поведения, так и расстройства в виде оппозиции имеющиеся нарушения диагностируются как расстройство поведения.
У детей с дефицитом внимания и гиперактивностью (РДВГ) часто наблюдается гиперактивное и импульсивное поведение и фрустрационная толерантность, что может привести к агрессивным действиям. В то же время подобное поведение не нарушает возрастные социальные нормы и, как правило, не отвечает критериям расстройства поведения. Ключевыми признаками РДВГ являются невнимательность, двигательная гиперактивность и нарушение концентрации внимания. Эти признаки отличают РДВГ от расстройства поведения.
Раздражительность и импульсивность в маниакальном или гипоманиакальном эпизоде, характерном для биполярного расстройства, могут вызывать поведенческие нарушения. Как правило, эти нарушения можно отделить от агрессивных поведенческих расстройств, отмечаемых при расстройстве поведения, основываясь на эпизодическом течении и наличии других симптомов, таких как ускорение речи, скачка идей и снижение потребности во сне.
Диагноз расстройства адаптации (с нарушениями поведения и эмоций) следует рассмотреть при наличии клинически оформленных поведенческих нарушений, не соответствующих другим специфическим расстройствам, и если прослеживается взаимосвязь этих нарушений воздействием психосоциального стрессора.
Улиц старше 18 лет расстройство поведения диагностируется, если отсутствуют признаки, отвечающие критериям антисоциального расстройства личности. С одной стороны, диагноз антисоциального расстройства личности не может быть поставлен пациентам моложе 18 лет. С другой стороны, диагноз антисоциального расстройства личности требует наличия критериев расстройства поведения, возникших в возрасте до 15 лет (согласно DSM-IV).
Агрессия, импульсивность и нарушения поведения могут быть проявлениями различных неврологических расстройств, включая судорожные припадки. Подобные расстройства обычно легко отличить от расстройства поведения при длительном наблюдении и рассмотрении сопутствующих симптомов. Подобное справедливо и в отношении хронических психотических расстройств. Тем не менее, как психозы, так и неврологические расстройства могут сосуществовать с расстройством поведения.
Более того, поведенческие нарушения могут отмечаться при различных психических расстройствах, а диагностические критерии расстройства поведения широки. Следовательно, перед постановкой диагноза расстройства поведения клиницист должен проводить детальную, всестороннюю психиатрическую оценку. Это равно необходимо и при оценке сопутствующих расстройств.

6. Какие еще расстройства связаны с расстройством поведения?
Злоупотребление психоактивными веществами и расстройство поведения тесно связаны как в юности, так и в период зрелости. Хотя точная распространенность злоупотребления или зависимости от психоактивных веществ при расстройстве поведения в подростковый период не ясна, в исследовании Epidemiologic Catchment Area (9) было обнаружено, что у 84% больных с антисоциальным расстройством личности (против 17% в общей популяции) было диагностировано злоупотребление психоактивными веществами во взрослом периоде и у всех из них отмечалось расстройство поведения в юности. Большинство взрослых с антисоциальным расстройством, злоупотребляющих психоактивными веществами, начали злоупотребление в подростковом периоде. По мере увеличения числа поведенческих симптомов возрастает и распространенность связанного с ними злоупотребления психоактивными веществами.
РДВГ наблюдается в 30—50% случаев расстройства поведения как в эпидемиологических, так и в клинических выборках. Хотя и расстройство поведения, и РДВГ классифицируются как расстройства в виде деструктивного поведения и могут иметь некоторые общие симптомы, в недавних исследованиях было показано, что они являются отдельными расстройствами, и что РДВГ не является «причиной» расстройства поведения. При наличии диагностических критериев обоих расстройств, диагностировать и лечить следует оба состояния.
Депрессивные расстройства встречаются в 15—24% расстройства поведения (как в эпидемиологических, так и в клинических выборках).
Тревожные расстройства также чаще встречаются у подростков с расстройством поведения (15—24%), чем у пациентов без него (5—11%).
Данных о сочетании биполярного расстройства и расстройства поведения немного, частично из-за низкой распространенности биполярного расстройства во взрослой популяции (около 1%). Маниакальные или гипоманиакальные эпизоды с предшествующей депрессией, развивающейся до 15 лет, встречаются еще реже. В некоторых исследованиях было обнаружено, что у подростков с биполярным расстройством может отмечаться более высокая частота расстройства поведения, чем в общей популяции. Однако, необходимы исследования на большой популяции и в нескольких популяционных выборках, чтобы судить о возможности коморбидного течения биполярного расстройства и расстройства поведения.
Расстройства обучения (особенно, расстройства чтения) в 10—90% случаев сопутствуют расстройству поведения. Такой широкий разброс обусловлен, вероятно, трудностями при оценке и диагностике расстройств обучения. Тем не менее, литературные данные подтверждают высокую частоту сопутствующих расстройств обучения и расстройства поведения. У большинства детей с расстройством поведения отставание не очень значительное, но у многих из них показатели уровня интеллекта находятся у нижней границы нормы или на нормальном уровне. У лиц с расстройствами поведения отмечаются более низкие уровни вербального интеллекта по сравнению с другими показателями, составляющими IQ, что указывает на возможность наличия специфических вербальных нарушений. Вербальный дефицит может способствовать развитию тенденции выражать чувства и установки физически, а не словами.


 
« Пред.   След. »
Помощь психолога

Подписка на новости

Здесь Вы можете подписаться на новости нашего сайта

Статьи
Новости
Подписаться
Отписаться



хостинг от .masterhost