logo
Главная arrow Психология, психиатрия arrow Расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью

Авторизация

Опросы

Как вы выбираете врача или клинику?

Расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью

E-mail
Автор psystatus   
Оглавление
Расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью
Страница 2
Страница 3



1. Что представляет собой расстройство с дефицитом внимания и гиперактивностью (РДВГ)?

Первые описания РДВГ появились в начале XX в., а лечение этого расстройства было впервые описано в 1937 г. Наше понимание этого заболевания развивалось с течением времени, поэтому изменились название и диагностические критерии РДВГ. Современный диагноз, описанный в DSM-IV, основывается на следующем: 1) стойкое сочетание невнимательности/легкой отвлекаемости, 2) поведенческая и эмоциональная импульсивность и, иногда, 3) гиперактивность или выраженная непоседливость. Данные симптомы выражены в значительно большей степени, чем обычно присутствующие у детей, находящихся на том же уровне развития. Невнимательность, импульсивность и непоседливость должны вызывать значительные нарушения, как минимум, в двух сферах деятельности (школа, взаимоотношения со сверстниками, взаимоотношения с членами семьи, работа, регуляция настроения и самооценка) и должны присутствовать на протяжении, по меньшей мере, 6 мес. Например, ребенок с плохим поведением в классе, проявляющий тенденцию к разрушению, но не испытывающий подобных проблем на игровой площадке или дома, не соответствует диагностическим критериям.
Критерии расстройства дефицита внимания с гиперактивностью, согласно DSM-IV
Невнимательность
Шесть или более из ниже перечисленных признаков появляются часто: Избегание заданий, требующих устойчивого внимания
Трудности с организацией
Невнимательность к деталям/совершение ошибок по невнимательности
Легкая отвлекаемость
Трудности с удержанием внимания
Забывчивость
Кажется, что пациент не слушает
Потери вещей
Неспособность завершить задание

Импульсивность/Гиперактивность
Шесть или более из нижеперечисленных признаков появляются часто:
Гиперактивность
Суетливые движения
Импульсивность
Неспособность оставаться в сидячем положении
Необдуманные ответы, еще до того, как вопрос задан до конца
Назойливый бег/лазание
«Всегда в движении»
Трудности, связанные с ожиданием в очереди  
Неугомонность
Неспособность играть тихо
Чрезмерная речевая активность
Перебивание или приставание к окружающим

Симптомы невнимательности или импульсивности/гиперактивности:
• продолжаются 6 мес. или более;
• встречаются чаще и более выражены, чем обычно, наблюдаемые у детей на данном уровне развития;
• появляются в возрасте до 7 лет;
• вызывают некоторые нарушения в двух или более областях (т.е. вызывают существенные нарушения в социальной, учебной или профессиональной деятельности);
• не могут быть лучше объяснены другим психическим расстройством.

  2. Каковы поведенческие признаки РДВГ?
Симптомы РДВГ меняются в зависимости от возраста и уровня развития пациента.
Дошкольный возраст (3—5 лет)
«Всегда в движении»
Агрессивность (ребенок бьет или толкает окружающих)  
Безрассудная смелость
Ребенок шумлив, перебивает
окружающих
Чрезмерные гневные вспышки раздражения
Ненасытное любопытство
Низкий уровень умения вести себя соответственно обстоятельствам
 
Возраст начальной школы (6—12 лет)
Легкая отвлекаемость, ребенку тяжело сохранять сосредоточенность, выполняя задания
Домашние задания плохо организованы, не завершены и содержат ошибки вследствие невнимательности
Ребенок нетерпелив, отвечает, не дослушав вопроса, не может дождаться своей очереди в игре
Ребенок часто покидает свое место
Поведение ребенка воспринимается как незрелое

Подростковый период (13—IS лет)
Подросток скорее непоседлив, чем гиперактивен
Деятельность в школе дезорганизована и не доводится до конца
Большинство заданий откладывается
Подросток занимается рискованными видами деятельности (гонки, экспериментирование с наркотиками)
Плохие взаимоотношения со сверстниками
Низкая самооценка
Трудности при общении с лицами, наделенными властью.

Период зрелости
Пациент дезорганизован, неспособен к планированию своей работы
Забывчив, теряет вещи
Часто меняет работу, друзей и знакомых
Пациент неверно оценивает имеющееся время, часто опаздывает
Лабильность настроения и внезапные вспышки гнева
Много проектов начинается, но мало доводится до конца.
 
3. Необходимо ли наличие гиперактивности для постановки диагноза?
Нет. Хотя черты гиперактивности безошибочно указывают на данное расстройство (и, следовательно, ранее являлись главным диагностическим признаком), сегодня нам известно, что лишь менее чем у половины пациентов с РДВГ имеется гиперактивность. Истинная гиперактивность намного чаще встречается у мальчиков; это приводит к тому, что мальчики, страдающие данной патологией, выявляются и лечатся чаще девочек. Даже при отсутствии гиперактивности у пациентов наблюдаются непоседливость, повышенная речевая активность, пациенты часто теряют смысл того, о чем говорят, беспокойны, могут вставать и ходить вокруг, непрерывно топают ногами или постукивают пальцами и/или не могут «отключить свои мысли, чтобы заснуть» ночью.

4. Каковы причины РДВГ?
Точные причины не установлены, но обычно отмечается отчетливая генетическая предрасположенность к развитию этого расстройства в некоторых семьях. В исследованиях усыновленных детей установлено, что для манифестации расстройства генетические факторы намного более важны, чем средовые. В близнецовых исследованиях не было обнаружено полной конкордантности, что указывает на участие в этиологии РДВГ и других факторов. Тем не менее, на сегодняшний день лишь один фактор продемонстрировал четкую связь с этиологией РДВГ — это курение матери во время беременности. В 6 близнецовых исследованиях пациентов с РДВГ уровень конкордантности составил 60—80%.

5. Сохраняется ли РДВГ у взрослых?
В тот период, когда в качестве основного диагностического критерия расстройства рассматривалась гиперактивность, считалось, что РДВГ представляет собой задержку наступления зрелости, которая в дальнейшем проходит. Однако в последующие годы была установлена генетическая основа расстройства, а у детей с РДВГ по мере взросления продолжают сохраняться симптомы и нарушения, было признано, что взрослые также могут страдать РДВГ. Формальные критерии РДВГ для взрослых в DSM отсутствуют, поэтому расстройство классифицируется в рубрике «РДВГ- частичная ремиссия» или «РДВГ - неуточненное».
Частота распространенности зависит от того, как определять «распространенность». При использовании строгих диагностических критериев выставленный ребенку диагноз РДВГ можно обнаружить уже у взрослого в 33% случаев. Если же принять расширенное понимание диагностических критериев, т.е. «расстройство возможно есть», когда обнаруживается 5 из 9 признаков расстройства (вместо 6 из 9 для строгой диагностики), то распространенность РДВГ у взрослых, которым в детстве был выставлен диагноз РДВГ, достигает 80%. К счастью, у взрослых сохраняется эффективность препаратов и лечения, применяемого у детей.
Взрослым, однако, необходимо назначать дополнительную терапию, поскольку они все время тяготятся заболеванием, теми возможностями в жизни, которые они уже упустили из-за поздно начатого лечения. Им нужно также изменить свое самовосприятие, приняв свое заболевание РДВГ, понять, что эти симптомы лишь следствие болезни, и они не являются «ленивыми, тупыми или сумасшедшими» (5а).

6. Насколько часто встречается РДВГ?
РДВГ является наиболее частым расстройством поведения, встречающимся в детском возрасте. В DSM-IV распространенность данного нарушения у детей оценивается в 3—5%. Однако, при попытке определить распространенность данного заболевания согласно критериям DSM-IV, диагностический акцент делался на существовании нарушений внимания; при этом исследователи неожиданно обнаружили значительно более высокую распространенность заболевания, например в штате Теннеси, где каждый ребенок школьного возраста водном округе прошел скрининг-обследование, и в Германии, где аналогичное исследование проводилось годом ранее. В обоих исследованиях распространенность превышала 10%.
При использовании новых критериев, распространенность заболевания была высокой: больные с изолированными симптомами невнимательности составляли 4,9—9%, пациенты с симптомами импульсивности/гиперкинезами — 3,4—3,9%, а сочетание этих типов достигало 4,4—4,8%. С использованием критериев DSM-IV заболевание выявлялось у девочек чаще, чем раньше.

7. Возможны ли гипердиагностика или избыточное лечение при РДВГ?
Данное представление возникло вследствие множества факторов:
• Рост осведомленности общественности об этом заболевании.
• Принятие расширенных диагностических критериев.
• Лучшее понимание течения болезни и ее непосредственного влияния на взрослую жизнь, что служит основанием для длительного и непрерывного лечения.
• Уменьшение опасений насчет задержки роста, предрасположенности к злоупотреблению психоактивными веществами и длительному эффекту стимуляторов.
• Возрастание частоты лечения взрослых.
В действительности, данное состояние продолжает большую часть времени оставаться нераспознанным и не лечится. Даже если принять самую низкую оценку распространенности (3%), то лишь у одного из трех детей, страдающих данным заболеванием, оно диагностируется и ему проводится лечение.

8. Каким образом диагностируется РДВГ?
Диагноз РДВГ - клинический, его устанавливают на основе тщательного сбора анамнеза, опроса многих людей и сбора информации из разных источников. Чем больше данных доступно клиницисту, тем лучше. Процесс начинается со сбора анамнеза — от родителей ребенка или непосредственно у взрослого пациента — определяется наличие стойких, существующих на протяжении всей жизни поведенческих нарушений, затрагивающих все сферы жизни пациента. Различные исследователи группировали характерные симптомы РДВГ по шкалам и спискам. Среди наиболее часто используемых:
Шкалы оценки РДВГ
Для клиницистов Для преподавателей Для родителей
Brown scales Connors Teacher's List Опросник для родителей
Auchenbach scale Vanderbilt Teacher's Scale Коннорса
Полная оценочная шкала (Connors Parent's Checklist)
РДВГ для учителей (ADHD Comprehensive Teacher Rating Scale, ACTeRS)
Школьные записи и дневники полезны для установления продолжительности существования симптомов отвлекаемости, поведенческих нарушений и неспособности проявить больным свои возможности.


 
« Пред.   След. »
Помощь психолога

Подписка на новости

Здесь Вы можете подписаться на новости нашего сайта

Статьи
Новости
Подписаться
Отписаться



хостинг от .masterhost