logo
Главная arrow Психология, психиатрия arrow Бихевиоральная терапия

Авторизация

Опросы

Как вы выбираете врача или клинику?

Бихевиоральная терапия

E-mail
Автор psystatus   
Оглавление
Бихевиоральная терапия
Страница 2
Страница 3
Страница 4
1. Что такое бихевиоральная терапия?
Бихевиоральная терапия представляет собой научно обоснованный подход к пониманию и лечению человеческих проблем. Она возникла в результате лабораторных экспериментов на животных, проводившихся в начале XX в.; с тех пор было проведено большое количество клинических исследований и опытов. Целями бихевиоральной терапии являются:
• Улучшение каждодневного функционирования
• Улучшение взаимоотношений
• Максимальное увеличение человеческого потенциала
• Уменьшение эмоционального дистресса  
Бихевиоральная терапия впервые получила широкое применение в 1960-х годах и ныне
применяется для решения широкого ряда человеческих проблем. Первоначально акцент ставился на очевидных, внешних формах поведения и применении принципов классического и оперантного обусловливания. Однако с 1980-х гг. терапия была расширена до включения когнитивных аспектов; при этом особое значение придается роли внутренних психических процессов и эмоциональных состояний. Кроме того, был разработан новый взгляд на расширенный социальный контекст поведения. В настоящее время фокус бихевиоральной терапии сосредоточен не только на том, что мы делаем, но также и на том, что мы думаем и чувствуем; все эти элементы влияют на фундаментальные принципы обучения.

  2. У каких пациентов бихевиоральная терапия наиболее эффективна?
Бихевиоральная терапия особенно эффективна при лечении конкретных проблем со здоровьем, требующих поведенческих изменений (например, прекращение курения, потеря веса, стресс и болевые синдромы). Кроме того, лечебные протоколы тревожных расстройств и фобий (таких, как обсессивно-компульсивное расстройство — ОКР, агорафобия и паническое расстройство) демонстрируют, что эффективность бихевиоральной терапии при подобных расстройствах превосходит изолированную медикаментозную терапию или эквивалентна таковой. Поведенческая терапия и системы накопления поощрений (см. вопрос 15) успешно применяются у пациентов с нарушениями психического развития, а также у индивидов, страдающих тяжелыми психотическими расстройствами. Бихевиоральная терапия является средством выбора для тяжело больных пациентов, которые не могут участвовать в инсайт-ориентированной или когнитивной терапии.

3. Чем отличаются оперантное и классическое обусловливание?
Бихевиоральная терапия базируется на принципах, извлеченных из классического (пав-ловского) и оперантного (инструментального) обусловливания. Оба вида обусловливания играют важную роль в каждодневной жизни, так как они позволяют осуществлять быстрый по-веденческий ответ и адаптацию к внутренним изменениям и внешним событиям. Научение может осуществляться наличном опыте или на опыте окружающих (т.е. посредством косвенного научения и моделирования). Классические условные рефлексы предназначены в основном для поддержания внутренних физических процессов, и условные ответы, возникающие при данном обусловливании, являются стереотипными. Оперантные действия, с другой стороны, представляют собой типичные средства управления внешним окружением. Они заключаются в непрерывной разработке различных новых форм поведения (посредством скелетной мускулатуры, находящейся под контролем сознания).

4. Опишите классическое обусловливание.
Классическое обусловливание включает овладение новыми ключами (или триггерами) к физиологическим рефлексам. Данные рефлексы, по природе своей направленные, конечно, на нашу защиту и поддержание внутреннего физиологического состояния, связаны преимущественно с вегетативной нервной системой. Они обнаружены во многих внутренних физиологических системах и запускаются особыми, неусловными стимулами. Например, рвотный рефлекс отмечается, как правило, в ответ на прием чрезмерно жирной, испорченной или ядовитой пищи. Данный рефлекс помогает защитить нас от заболевания или отравления.
Классическое обусловливание наблюдается, когда нейтральный стимул, который в норме не вызывает данный рефлекс, повторяется в паре с неусловным стимулом, который по природе этот рефлекс вызывает. При подобных условиях нейтральный стимул приобретает способность вызывать рефлекс. Например, рвотный рефлекс в ответ на прием жирной или отравленной пищи может связаться с видом или запахом пищи (или даже с мыслью об этом). У пациентов, страдающих раком или испытывающих тошноту и слабость в качестве побочных эффектов химиотерапии, может развиваться тошнота, предчувствия посещения больницы для лечения. Оба ответа на нейтральный прежде стимул является результатом классического обусловливания.

5. Приведите примеры классических условных рефлексов.
Многие потенциальные рефлексы в репродуктивной, мышечной, дыхательной и кровеносной системах могут быть классически обусловлены. Отметим, что эмоциональные компоненты рефлексов (например, страх, удовольствие, тревога) могут быть обусловленными, так же как и соматические компоненты. В каждодневной жизни классическое обусловливание может быть адаптивным (например, оно помогает нам учиться быстро избегать опасности или неприятностей) или носит дезадаптирующий характер. Например, нормальный взрослый ответ в виде сек-суального возбуждения и приятных ощущений при стимуляции гениталий может приобрести классическую обусловленность (стать классическим условным рефлексом) на несоответствующие стимулы, например, дети (при педофилии) или неживые объекты (как при фетишизме).
Примеры внутренних рефлексов и условных стимулов
Пищеварительная система.
Рвота и тошнота в ответ на пищевое отравление (например, тошнота при виде или запахе пищи-мишени). Репродуктивная система.
Сексуальное возбуждение и приятные ощущения в ответ на стимуляцию гениталий (например, возбуждение при виде эротических книг или видео). Дыхательная система.
Приступ астмы в ответ на действие аллергенов (например, пациент, страдающий астмой, чувствует начало приступа при виде входящей в комнату кошки, вызывающей аллергию). Кровеносная система.
Выраженные сердцебиение и тревога, вызванные попаданием в автомобильную аварию (последующий страх или тревога при вождении автомобиля при подобных обстоятельствах). Мышечная система.
Эффект релаксации при приеме алкоголя (релаксация ощущается при приеме первой дозы алкоголя дома после напряженного дня).

6. Опишите важные принципы классического обусловливания, которые используются в бихевиоральной терапии.
• Угасание отмечается в ситуациях, когда условный стимул не сопровождается изначально неусловным стимулом; обусловленный ответ, как правило, ослабевает и становится реже.
• Генерализация отмечается, когда сходный стимул вызывает сходный обусловленный ответ. Например, у ребенка, который боится лая большой собаки, может развиться тревожный, боязливый ответ на всех собак.
• Разграничение отмечается, когда индивид научается различным образом отвечать на два сходных или родственных стимула. Например, ребенок, боящийся собак, впоследствии может научиться тому, что большие, агрессивно лающие собаки более опасны, чем маленькие, спокойные собаки.
• Обратное обусловливание отмечается, когда обусловленный стимул спарен с новым стимулом, который вызывает несовместимый или противоположный ответ. Посредством данной методики погашается первоначальный проблемный ответ и одновременно вводится новое, здоровое обусловливание. Например, пациент, страдающий фобией пауков, может на
учиться методике релаксации. Затем, в процессе терапии, врач может попросить пациента воссоздать чувство расслабленности при одновременной экспозиции паука, вызывающего тревогу. При таких условиях старый обусловленный тревожный ответ на пауков ослабевает.
• Обратное обусловливание, вызывающее отвращение, используется для редукции проблемного поведения, приносящего удовольствие. Например, пациент, страдающий алкоголизмом, может принимать дисульфирам (антабус), так что принятие алкоголя связывается с тошнотой и неприятными ощущениями. Это помогает снижать частоту выпивок в дальнейшем.
• Скрытое обусловливание представляет собой классическое обусловливание, которое отмечается скорее при работе с воображением, чем при классическом {in vivo) переживании.


 
« Пред.   След. »
Помощь психолога

Подписка на новости

Здесь Вы можете подписаться на новости нашего сайта

Статьи
Новости
Подписаться
Отписаться



хостинг от .masterhost