logo
Главная arrow Психология, психиатрия arrow Когнитивно-поведенческая терапия

Авторизация

Опросы

Как вы выбираете врача или клинику?

Когнитивно-поведенческая терапия

E-mail
Автор psystatus   
Оглавление
Когнитивно-поведенческая терапия
Страница 2
1. Что такое когнитивно-поведенческая психотерапия?
Когнитивно-поведенческая (когнитивно-бихевиоральная) терапия (КБТ) объединяет терапевтические подходы когнитивной и бихевиоральной терапии. Данные принципы впервые были изложены в руководстве А.Т.Веск и соавт., направленном конкретно на лечение депрессии (3).
Основу когнитивной терапии представляет наблюдение, что негативные чувства являются следствием несовершенных когнитивных процессов. Поступающая информация селек-тивно фильтруется таким образом, что восприятия искажаются в сторону негативных выводов. Несовершенство когнитивных процессов выявляется при исследовании спонтанных мыслей пациента, отмечающихся в течение дня или после конкретных событий. Подобные «автоматические» мысли представляют собой ключ к пониманию базисной системы предположений и убеждений пациента в отношении себя самого и окружающего мира. Во-первых, КБТ, помогает пациенту узнать об автоматических мыслях и лежащих в основе их предположениях и убеждениях. Далее пациент научается искать данные, поддерживающие или опровергающие его предположения и модифицировать убеждения, основываясь на более сбалан-сированой оценке всей доступной информации.
Бихевиоральные методики интегрированы в когнитивно-бихевиоральную терапию для об-легчения изменения. Конкретные упражнения по остановке мыслей, релаксации и контролю над импульсами могут комбинироваться с мониторингом и регулированием дневной деятельности в целях повышения навыков пациента и акцентирования на приятных переживаниях. Также могут использоваться градуированные задания и систематическая ступенчатая (градуированная) экспозиция.

   2. Приведите пример когнитивного искажения.
Депрессивная пациентка сообщает своему когнитивному терапевту о том, что она испытывала грусть во время выходных. При воссоздании событий этого периода она отмечает, что
грусть появилась в субботу утром после телефонного звонка старой подруги. Врач попросил пациентку вспомнить тот разговор и момент, в который она впервые почувствовала грусть. Пациентка вспомнила, что ее подруга Сара обсуждала свои планы получения вакансии, но не пригласила пациентку пойти вместе с ней. Первая «автоматическая» мысль пациентки была: «Она не хочет идти со мной, потому что я неинтересная». Следующая мысль: «Никто не хочет быть со мной. У меня нет друзей». Затем она подумала: «Я останусь одна до конца своей жизни». Действительно мрачные мысли!
Несовершенство когнитивных процессов у пациентки началось с ее первой реакции на новости относительно вакансии Сары. Когда врач попросил пациентку рассмотреть данные в пользу предположения о том, что Сара не желает находиться в ее компании, она была вынуждена признать, что таких данных нет; на самом же деле, звонок Сары указывает на то, что ей нравится общество пациентки. Даже, несмотря на присутствие искажения автоматического мышления, пациентка испытывала больший оптимизм в отношении будущего и сказала, что она могла бы спросить Сару о возможности совместных планов.

3. Что такое когнитивная триада?
Термин «когнитивная триада» относится к негативным предубеждениям, характеризующим депрессивных пациентов. У данных пациентов отмечается тенденция к: 1) видению себя в негативном свете и принятию на себя чрезмерной ответственности за неудачи или негативные переживания; 2) видение мира в негативном свете, а также представление, что в мире существуют непреодолимые препятствия; 3) негативное видение будущего, как состоящего лишь из большего количества неудач и непреодолимых препятствий.

4. Что представляют собой основные ошибки когнитивных процессов, которые могут приводить к негативным предубеждениям?
Когнитивные ошибки в большинстве случаев включают: 1) прогнозирование будущего или действий окружающих без достаточных данных; 2) селективная фокусировка на информации, содержащей ожидания пациента и игнорирование информации, противоречащей ожиданиям; 3) принятие на себя чрезмерной ответственности за негативные события без учета влияния окружающих или ситуации; 4) поиск ситуаций по типу «все или ничего» и неспособность признать частичный успех или прогресс.
Ошибки когнитивного процесса (переработки)
Эмоциональная аргументация. Заключение или вывод, основанные на эмоциональном состоянии; например, «Я ощущаю себя таким, следовательно, я такой и есть».
Чрезмерное обобщение. Данные извлекаются из одного или малого числа событий; при этом выводится произвольное заключение с далеко идущим значением.
Катастрофическое мышление. Крайний пример чрезмерного обобщения, при котором влияние оче-видно негативного события или переживания расширяется до крайних размеров; например, «Если у меня разовьется паническая атака, я потеряю всякий контроль и сойду с ума (или умру)».
Мышление по типу «все-или-ничего» (черное-или-белое, абсолютистское). Ненужное разделение сложных или долгосрочных результатов на полярные крайности; например, «Либо я достигну успеха, либо потерплю полный провал».
«Следует и должен». Императивные заявления в отношении себя, которые диктуют жесткие стандарты или отражают нереальную степень предполагаемого контроля над внешними событиями.
Негативные предсказания. Использование пессимизма или прежнего неудачного опыта для преждевременного или несоответствующего предсказания неудачи в новой ситуации; также известны как «приговор фортуны».
Прочтение мыслей. Негативно окрашенные предположения относительно мыслей, намерений или мотивов другого человека.
Навешивание ярлыков. Нежелательная характеристика индивида или события ведет к навешиванию на них ярлыка; например, «Поскольку мне не удалось быть отобранным в балет, я — неудачник».
Персонализация. Интерпретация события, ситуации или поведения как характерного или личностно показательного негативного аспекта Я.
Селективный негативный фокус (селективная абстракция). Фокусирование скорее на нежелательных или негативных событиях, воспоминаниях или значениях, чем на нейтральной или позитивной информации (при воспоминании или идентификации окружающих). Позитивная же информация может игнорироваться или отвергаться как неуместная, атипичная или банальная.
Когнитивное избегание. Неприятные мысли, чувства или события неверно воспринимаются как крайне выраженные и/или непреодолимые и активно подавляются или избегаются.
Соматический фокус*. Предрасположенность интерпретировать внутренние стимулы (например, частоту сердечных сокращений, сердцебиение, поверхностное дыхание, головокружение или дрожь) как характерные признаки надвигающихся катастрофических событий (приступ стенокардии, удушье, коллапс).

5. Каким образом пациент учится исправлять ошибки когнитивных процессов?
Посредством работы с врачом, который задает логические вопросы. Врач может использовать сократический метод и побуждать пациента к поиску ошибок в рациональном мышлении, задавая вопросы следующего типа: «Каковы доказательства того, что это правда? Каковы доказательства того, что это неправда? Можно ли взглянуть на это по-иному?» После выработки альтернативных объяснений врач может сотрудничать с пациентом в плане проведения мини-эксперимента, при котором пациент собирает информацию, подтверждающую, опровергающую или изменяющую предположение.

6. Каким образом исправление когнитивных ошибок приводит к изменениям настроения?
Хотя точные механизмы, принимающие участие в клиническом изменении, неизвестны, предполагается, что тенденция «фильтровать» поступающую информацию сквозь негативные линзы приводит к систематическому исключению позитивной информации, необходимой для поддержания сбалансированного видения будущего. Процесс изменения включает выполнение домашних заданий. Это является ключевым шагом, так как при этом от пациента требуется совершение конкретного действия по подборке информации (т.е. заполнения формы мониторинга каждодневной деятельности). Пациенты с большей вероятностью будут выполнять эти задания, когда они понимают смысл лечения, а также если лечение оказалось эффективным на начальных сессиях терапии (см. вопрос 2). Подобный бихевиоральный компонент повышает уровень активности пациента и чувство самоэффективности. Как только пациент становится более активным и начинает чувствовать, что ему предоставлены большие возможности, возрастает и возможность получения положительной обратной связи от окружающих. По мере опровержения негативных предубеждений (на основании собственного опыта или получения доказательств), настроение улучшается и пациент начинает рассматривать большее количество возможностей.


 
« Пред.   След. »
Помощь психолога

Подписка на новости

Здесь Вы можете подписаться на новости нашего сайта

Статьи
Новости
Подписаться
Отписаться



хостинг от .masterhost