logo
Главная arrow Психология, психиатрия arrow Нейропсихологическое тестирование

Авторизация

Опросы

Как вы выбираете врача или клинику?

Нейропсихологическое тестирование

E-mail
Автор psystatus   
Оглавление
Нейропсихологическое тестирование
Страница 2
Страница 3
Страница 4
1. Что такое нейропсихологическое тестирование?
Нейропсихологическое тестирование использует поведенческую оценку для определения навыков и способностей, отражающих функционирование мозга. Большинство нейропсихо-логических тестов созданы для измерения «высших функций мозга», т.е. они фокусируются на когнитивных навыках и способностях. Эти тесты созданы для того, чтобы помочь диагностировать повреждение мозга или его дисфункцию у одних пациентов и помочь выявить поведенческие эффекты повреждения мозга у других. Такая оценка дает информацию о сильных и слабых сторонах личности и там, где требуется определение различий в уровне функционирования по сравнению с нормальной популяцией. Такой тип оценки чаще всего используется у пациентов с неврологическими нарушениями.
  2. Чем это отличается от клинической психологической оценки?
Тесты клинической психологической оценки используются для получения информации о личности и эмоциональном состоянии пациента. Методы могут включать объективные лич-ностные тесты или так называемые проективные методики, например тест Роршаха или те-матический апперцепционный тест. Техники, используемые в проведении клинических пси-хологических тестов, в целом отличаются от применяемых в нейропсихологических тестах, хотя иногда они могут и совпадать. Например, в клинике часто применяются тесты на уровень интеллекта, которые представляют собой измерение когнитивной функции, и в практике нейропсихологического тестирования используются личностные тесты для выявления эмоциональных нарушений. Однако цели этих двух видов тестирования различны, и врач, направляющий пациента на тестирование, должен помнить о том, с какой целью и куда он посылает пациента.
3. Как нейропсихологическое тестирование выглядит для пациента (или как подготовить больного к его проведению)?
Нейропсихологические тесты являются поведенческими по своей природе. Они не инва-зивны и не представляют никакого риска физического повреждения пациента. Чаше всего пациенты работают с одним или двумя экспертами (иногда все части обследования проводятся одним нейропсихологом).
Тесты могут требовать чтения или прослушивания вербальной информации, включать рассмотрение невербальной информации или тактильные стимулы. Некоторые задачи требуют ручки и бумаги, в то время как в других требуется лишь вербальная реакция пациента. Некоторые задачи требуют манипуляции с предметами, решение головоломок, рисование объектов или письмо от руки. Если пациент плохо видит или слышит, то проведение тестирования может быть изменено; также полезно обсудить заранее с нейропсихологом время направления на обследование.
Тестирование может вызывать усталость, поэтому необходимо предпринять меры предосторожности в ходе проведения тестирования: 1) чередовать легкие и сложные тесты; 2) начинать с тестов которые в меньшей степени способствуют возникновению тревожности; 3) проводить тесты, требующие внимания/скорости в начале тестирования, но тогда, когда первичная тревожность уже прошла.
При направлении пациента на нейропсихологическое тестирование полезно кратко рассказать больному об основных ситуациях, с которыми он столкнется. Пациенты иногда звонят по телефону или приходят с мнением, что «в них будут втыкать иглы и подключать электроды». После того, как они понимают, что тестирование полностью неинвазивное, они значительно успокаиваются.
4. К каким аспектам обращается нейропсихологическое тестирование?
Во-первых, оно может помочь в диагностике определенных случаев, когда необходимо отдифференцировать депрессию от деменции. В дополнение к общей оценке, нейропсихолог может рассмотреть отдельные паттерны теста. Например, некоторые паттерны в большей степени связаны с депрессией, а другие больше характерны для деменции. Конечно, у некоторых пациентов могут наблюдаться сосуществующие признаки (как депрессии, так и деменции), и нейропсихологическое тестирование может это подтвердить. Есть и другие ситуации, где наблюдается психиатрический больной, у которого подозревается неврологическое заболевание, например ранняя деменция или травматическое поражение мозга.
Во-вторых, поскольку взгляды на происхождение психопатологии меняются, и у многих психических расстройств обнаружен биологический компонент, все больший интерес вызывает выявление нейропсихологических характеристик психических заболеваний. Наибольшее внимание получило изучение шизофрении, но на сегодняшний день также проводятся исследования биполярных, обсессивно-компульсивных, панических расстройств, посттравматического стрессового расстройства, расстройство дефицита внимания с гиперактивностью, расстройства в виде деструктивного поведения. Может быть полезно выяснить сильные и слабые нейрокогнитивные качества пациента и сравнить их с такими же у других пациентов с аналогичным расстройством.
В-третьих, практическая область применения охватывает ежедневное использование этих методик для выявления уровня нейрокогнитивной функции (или дисфункции) психически больных пациентов. Нейропсихологическая оценка помогает верифицировать эти аспекты и дает важную информацию для составления планов долговременного ведения больных и прогноза.
5. Какие вопросы следует задавать, направляя психически больного на нейропсихологическое тестирование?
Направляя больного на тестирование, нужно сообщить нейропсихологу о том, с какой целью направляется больной, поскольку простого указания на «нейропсихологическое тестирование» будет явно недостаточно. Это помогает выбрать более эффективную батарею тестов и отразить в заключении наиболее интересующие врача аспекты. Некоторые специфические вопросы при направлении перечислены ниже.
Примеры часто встречающихся вопросов
1. Является ли больной дементным, депрессивным или эти состояния сосуществуют?
2. Имеются ли у этого больного шизофренией когнитивные нарушения? Являются ли когнитивные на
рушения типичными для шизофрении?
3. Есть ли признаки ранней деменции у больного с шизофренией?
4. Пациент жалуется на нарушения памяти. Есть ли объективные признаки этих нарушений или при
сутствуют и другие когнитивные нарушения?
5. Имеет ли пациент когнитивные способности: жить самостоятельно? выполнять требования режима?
сохранены или нарушены профессиональные навыки?
6. Пациент не следует рекомендациям врача. Связано ли это с нарушениями памяти или другими когнитивными нарушениями?
 


 
« Пред.   След. »
Помощь психолога

Подписка на новости

Здесь Вы можете подписаться на новости нашего сайта

Статьи
Новости
Подписаться
Отписаться



хостинг от .masterhost