logo
Главная arrow Психология, психиатрия arrow Проективные методы

Авторизация

Опросы

Как вы выбираете врача или клинику?

Проективные методы

E-mail
Автор psystatus   
Оглавление
Проективные методы
Страница 2
1. Что такое проективные тесты?
Проективные тесты используются для получения информации об эмоциональном функционировании личности. Проективные тесты основаны на идее о том что неопределенные, неструктурированные, открытые для дополнения ситуации выявляют аспекты внутреннего, эмоционального мира человека, проецирующиеся на окружающее и оказывающие влияние на особенности его восприятия. Реакции на тест понимаются как примеры эмоциональной жизни человека.
Мюррэй был одним из первых психологов предложившим объяснение того, как работает процесс проекции. Идеи Мюррэя о проекции своим происхождением обязаны, в основном, Фрейду. Для того чтобы справиться с угрозой своей личности, человек строит свою защиту, представляя свои внутренние переживания как внешние опасности. Когда переживаемая опасность воспринимается как внешняя, с ней легче справиться. Не фокусируясь на рассмотрении этого процесса как защитной реакции человека, Мюррэй склонен рассматривать этот процесс проекции как индивидуальную тенденцию людей попадать под влияние когнитивной переработки воспринимаемых сигналов со стороны их нужд, интересов и общей психологической организации личности (4). Название проективные методы применяется к различным техникам, которые используются для определения такой психологической деятельности.
2. Какие проективные методы используются чаще?
Среди множества проективных методик чаще всего используются тест Роршаха, тематический апперцепционный тест (ТАТ) и тест «Нарисуй человека». Тесты завершения предложений, в которых пациента просят закончить такие предложения, как «моя мать...» или «лучшее время для меня было...», также довольно распространены. Хотя многие тесты были разработаны для раскрытия внутренних переживаний и чувств, Линдси (14) очень давно предложил классифицировать тесты на основе природы проективной активности:
Ассоциации. Пациента просят дать вербальную реакцию на некоторые стимулы. Примеры включают тест Роршаха, в котором субъект видит несколько чернильных пятен и дает вербальную реакцию на каждое из них, а также словесный ассоциативный тест, в котором пациента просят сказать первое слово, которое пришло на ум, в ответ на называемое ему другое слово.
Завершение. Пациента просят завершить незаконченный стимул. Примером является тест завершения предложений.
Конструкции. Пациента просят сформировать или развить психологический продукт на основе стимула. Например, задание создать историю в ТАТ на основе картинки.
Выбор или построение. Пациента просят распределить объекты по категориям или выстроить порядок выбора или свойств предметов.
Самовыражение. Пациент создает что-нибудь без стимула для инициации реакции. Примеры-задания: нарисовать что-нибудь или разыграть сценку.
Все эти проективные тесты основаны на предположении того, что реакции и фантазии пациента отражают определенные аспекты его или ее внутреннего мира; т.е. служат посредниками с внутренними переживаниями личности.
3. Какие различия между объективными и проективными личностными тестами?
«Когда обследуемого просят угадать, о чем думает эксперт, мы называем это объективным тестом, когда эксперт пытается угадать, о чем думает обследуемый, мы говорим о проективном тесте» (11).
 
Польза от такой дихотомизации между «объективными» и «проективными» тестами весьма сомнительна. Эта дихотомия обусловлена способом разработки теста, степенью участия субъективного мнения врача и/или тем, являются ли вопросы теста дополняемыми в ходе обследования. Часто применяется классификация на основе того, какие фундаментальные принципы оценки использовались в разработке определенного теста. Такие принципы повышают вероятность того, что тест надежен и валиден, т.е. измеряет именно то, для чего он предназначен.
Личностные тесты, такие как Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI), могут быть определены как объективные, поскольку не требуют от эксперта делать значительные субъективные экстраполяции относительно шкал обследуемого и личностного профиля. Однако даже в объективных тестах субъективное понимание личностного профиля экспертом оказывает влияние на интерпретацию. Экснер, создатель системы интерпретации для теста Роршаха, отмечает, что дихотомия объективные—проективные тесты слишком упрощена: «Любая стимульная ситуация, которая вызывает или облегчает процесс проекции, может рассматриваться как проективный метод. Это совершенно независимо от того, были ли использованы какие-то правила объективной оценки в создании или основе теста» (4). Экснер создал всеобъемлющую систему объективизации результатов и интерпретации теста Роршаха. Таким образом, это является примером того, как проективный тест был переработан и дополнен в манере, сходной с объективными тестами.
Независимо от типа используемых тестов, современные психологи, в общем, интерпретируют результаты, исходя из контекста анамнеза, поведения и межличностных отношений обследуемого.
Личностные тесты
ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРОЕКТИВНЫЕ
Структурированы для выявления определенного класса реакций (например, вопросы «правда или нет») Выявляют произвольные реакции 
Вопросы прямые; ответы очевидны Вопросы не структурированы, ответы непредсказуемы
Субъективность оценок наименьшая Тенденция к субъективности оценок
Созданы через длительные эмпирические исследования или сравнением групп  
Индивидуальные результаты могут быть представлены в графическом виде и сравнены с нормативными показателями  

4. Опишите тест Роршаха.
Тест Роршаха, один из наиболее широко используемых в настоящее время проективных тестов, был создан в 1921 г. Германом Роршахом. Он состоит из набора 10 чернильных пятен. Каждое пятно последовательно представляется пациенту с заданием определить, что каждое из пятен ему напоминает. Эксперт в дальнейшем делает уточняющие вопросы, детализирующие особенности восприятия для понимания ключевых факторов, связанных с ассоциациями обследуемого.
В ходе анализа данных теста Роршаха во многих созданных системах интерпретации выделяются три основных категории: 1) точка или область пятна, являющиеся местом происхождения ассоциации; 2) специфические аспекты или детерминанты использования пятна для формирования ассоциации (например, форма, цвет, тени) и 3) содержание восприятия (например, человек или животное). Некоторые системы также пытаются уловить способ, которым личность выражает свою реакцию. Степень интегрированности и/или сформированное™ реакции часто служит одним из индикаторов интактности мышления личности.
Тест Роршаха основан на допущении, что личность организует внешние стимулы окружающего в соответствии со своими нуждами, мотивами, конфликтами и процессами восприятия. Неопределенные стимулы, в виде чернильных пятен, вызывают когнитивную дезорганизацию и представляют естественный путь самоорганизации восприятия в соответствии с внутренними ресурсами личности в неопределенных стимульных ситуациях.
5. Каковы преимущества и недостатки теста Роршаха?
С момента своего создания тест Роршаха был предметом больших споров. Критика в отношении этого теста, как и в отношении большинства проективных методов, концентрировалась на его валидности и надежности как инструмента и выводов, которые делаются на основе результатов тестирования. Хотя надежность и валидность теста Роршаха со временем повысилась до приемлемого уровня, большинство объективных тестов имеют значительно больший уровень валидности.
Всесторонняя система Экснера (5) — самая современная из существующих система шкалирования и интерпретации, основанная на объективной организации данных теста. Включает множество шкал и формул с различной надежностью и валидностью. Эксперт должен помнить о таких различиях в психометрических свойствах шкал, чтобы адекватно интерпретировать результаты.
Тест Роршаха сложен. Необходимо продолжительное интенсивное обучение интерпретации результатов теста, некоторые обучающие программы не обеспечивают должного уровня образования по этому методу. Более того, тест Роршаха имеет ограниченное применение в отношении детей, для которых анализ результатов может быть адекватным для ситуационной оценки, но тест не имеет у них прогностического значения. Последнее, поскольку тест сложен в своем проведении и его интерпретация сложнее, чем у большинства других тестов, вероятность ошибки намного выше.
К положительным сторонам теста можно отнести то, что хорошо владеющий методом врач может точно описать личностные характеристики, базируясь на результатах теста Роршаха (10). Этот тест также рассматривается как один из лучших для оценки личностной структуры, поскольку его неопределенность преодолевает сознательные барьеры и защиту личности. Он также часто используется для оценки личности, которая демонстрирует хорошую внешнюю адаптацию при наличии внутренней, неявной психопатологии. Эделл (3), например, показал, что личность с пограничным расстройством личности может показывать нормативные результаты на структурированных тестах, но психопатология обнаруживается на менее структурированном тесте Роршаха.
6. Опишите тематический апперцепционный тест (ТАТ) и его недостатки и преимущества.
ТАТ — это проективный тест, разработанный в середине 1930-х гг. Генри Мюррэем. Он состоит из 20 карт, содержащих различные неопределенные в своем смысле сценки. Субъект инструктируется создать историю по каждой из картинок, включающую начало, середину и конец, а также описать мысли и чувства персонажей.
В отличие от теста Роршаха, ТАТ представляет стимульный материал в более структурированном виде. Он требует различного рода организации вербального ответа. Его интерпретация основана на теории личности Мюррэя, которая объединяет биологические и социо-культуральные детерминанты поведения. Мюррэй верил, что способ, которым личность взаимодействует с окружающим, обусловлен как тем, каким образом окружающее оказывает влияние на личность, так и тем, как уникальные потребности личности, взгляды, и ценности оказывают влияние на восприятие окружающего личностью. ТАТ вырос из желания Мюррэя оценить психологические потребности личности.
В целом анализ результатов ТАТ состоит в интерпретации содержания историй. Количественный анализ производится редко, хотя некоторые системы шкалирования были успешно созданы (15). Поскольку системы шкалирования применяются редко, надежность и валидность метода оценить трудно. Эффективность метода часто зависит в большей степени от навыков эксперта, чем собственно от качества теста.
К положительным сторонам метода можно отнести широту охвата ТАТ, который позволяет оценить широкий спектр психологических функций, включая настроение, межличност-ные отношения, стиль решения проблем и мотивационные переменные. Пациенты часто находят этот тест интересным и не напрягающим, его легко проводить. Как и все проективные методики, ТАТ игнорирует сознательные механизмы защиты и способствует самораскрытию.
 


 
« Пред.   След. »
Помощь психолога

Подписка на новости

Здесь Вы можете подписаться на новости нашего сайта

Статьи
Новости
Подписаться
Отписаться



хостинг от .masterhost