logo
Главная arrow Психология, психиатрия arrow Начальное психиатрическое собеседование

Авторизация

Опросы

Как вы выбираете врача или клинику?

Начальное психиатрическое собеседование

E-mail
Автор psystatus   
Оглавление
Начальное психиатрическое собеседование
Страница 2
Страница 3
1. Каковы приоритетные цели первичного психиатрического собеседования?
Провести начальный дифференциальный диагноз и составить план лечения. Эти цели достигаются посредством:
• Сбора информации
  • Основная жалоба(ы)
  • История имеющихся проблем
  • Предрасполагающие факторы
  • Симптомы:
  • Аффективные
  • Когнитивные
  • Соматические
  • Употребление и злоупотребление психоактивными веществами
  • Изменения в ролевом и социальном функционировании
  • Наличие в настоящем или в прошлом пережитого насилия (например, домашнее насилие, насилие, пережитое в детском возрасте)
  • История психических проблем, включая лечение и ответ на него
  • Социальный анамнез и история развития
  • Семейный психиатрический и социальный анамнез
  • Психиатрический анамнез
  • Соматический анамнез
• Достижением эмпатического понимания того, какие чувства испытывает пациент. Это
понимание является ключевым для установления раппорта с пациентом. Когда клиницист внимательно слушает и затем выражает сопереживание пациенту по поводу его
опасений и тревог, пациент чувствует, что его понимают. Данное ощущение понимания
является прочной основой для всего последующего лечения и позволяет клиницисту
установить взаимоотношения, при которых может быть достигнут лечебный альянс.
2. Сколько аспектов нужно держать в фокусе при первой встрече с пациентом? Чем можно помочь пациенту?
Начальный диагноз и план лечения могут быть предварительными. В действительности, когда пациент находится в кризисе, анамнез может быть спутанным, неполным или узко направленным. В результате некоторые вмешательства можно предпринимать даже в процессе сбора основной информации относительно анамнеза, семейных взаимоотношений и текущих стрессоров. Чрезвычайно важно помнить, что эмоциональные трудности часто оказывают на пациента изолирующее влияние. Опыт разделения проблем с заинтересованным слу-шателем сам по себе может привести к значительному облегчению. Таким образом, первичное собеседование представляет собой начало терапии еще до выработки формального плана лечения.
3. Каким образом следует организовывать начальное собеседование?
Единого эталона не существует, но в начальное собеседование полезно включать три ком¬понента:
Установление начального раппорта с пациентом. Спросить о существующих жалобах и проблемах, т.е. о том, что привело пациента на первую встречу. Некоторые пациенты рассказывают свою историю даже без наводящих вопросов со стороны врача, тогда как другим необходимы подробные указания в форме конкретных вопросов, помогающих организовать их мысли. Во время этой фазы первичного собеседования следует позволить пациенту следо¬вать ходу его мыслей, насколько это возможно.
 Выявление конкретной информации, включая историю настоящих проблем, представляю-щую интерес медицинскую информацию, семейный анамнез, социальный анамнез, а также специфические симптомы и манеру поведения. Поверхностное определение психического статуса.
Опрос пациента на предмет наличия у него какие-либо вопросов или невысказанных опасений. Затем пациенту даются начальные рекомендации для дальнейшего обследования и/или для начала лечения.
Хотя вышеуказанные части собеседования можно рассматривать по отдельности, зачастую они сливаются воедино. Например, наблюдение за психическим статусом может проводиться с момента встречи клинициста с пациентом. Представляющий интерес соматический и семейный анамнез может наводить на мысль о наличии других проблем. Кроме того, по мере изложе¬ния анамнеза пациент может задавать важные вопросы относительно лечебных рекомендаций.

  4. Отличается ли чем-то начальная оценка в сложных ситуациях?
Для начальной психиатрической оценки в сложных ситуациях может требоваться более одной сессии; например, при оценке детей или семей, а также при определении соответствия пациента и конкретного терапевтического подхода (например, кратковременной психотерапии). Для начальной оценки также может требоваться информация, полученная из других источников: от родителей, детей, супруга(и), лучшего друга, учителя, полицейских и/или работников сферы здравоохранения. Контакты с указанными лицами можно осуществить в рамках первого визита или позже. Первый шаг в проведении подобных мероприятий состоит в объяснении пациенту причин этих контактов и получении на них определенного письменного разрешения.
5. Каким образом следует общаться с лицом, направившим пациента?
Практически всегда целесообразно позвонить лицу, направившему пациента, для получения информации и изложения начальных диагностических соображений и плана лечения. Исключения могут представлять ситуации, когда направление исходит от других пациентов, друзей или прочих непрофессионалов, которых пациент желает исключить из процесса лечения.
6. Существуют ли различные принципы проведения начальной оценки?
Важные разновидности начальной оценки могут диктоваться конкретной теоретической ориентацией врача. Например, терапевт бихевиоральной ориентации подвергает особому анализу текущие проблемы и тратит мало времени на работу с переживаниями раннего детства. Психофармакологическая терапия фокусируется на конкретных симптомах, ответах на предшествующее медикаментозное лечение и наличии в семейном анамнезе психической патологии. Подход, описанный в данной главе, представляет собой широко применяемый набор принципов, которые могут использоваться при оценке большинства пациентов.
7. Каким образом из собеседования извлекается информация?
Врач должен разузнать, по возможности, больше о том, каким образом пациент думает и что он чувствует. При проведении клинического собеседования, информация извлекается из того, что пациент рассказывает врачу; чрезвычайно важные сведения получаются также из того, как излагается анамнез. Таким образом, важными средствами для понимания проблем пациента являются как содержание беседы (т.е. что пациент говорит), так и процесс собеседования (т.е. как пациент это говорит). Учитывается последовательность изложения информации, степень комфорта при беседе, эмоции, связанные с обсуждением, реакцию пациента на вопросы и начальные комментарии, связность и время изложения информации. Полная проработка данной информации может потребовать от одной до нескольких сессий, проводимых на протяжении дней, недель или месяцев, но и при первичном собеседовании можно предположить наличие глубинных или скрытых проблем.
Например, 35-летняя женщина испытывает тревогу по поводу наличия у сына рекуррентной астмы, связанной с трудностями в школе. Она свободно рассказывает о своих тревогах и ищет совета, как помочь сыну. При вопросах относительно мнения ее мужа она моментально успокоилась. Затем она рассказала о том, что он разделяет ее беспокойство и вновь пе-реключила обсуждение на своего сына. Ее сомнение позволило заподозрить другие проблемы, не затронутые на начальной сессии. Действительно, следующую сессию она начала с вопроса: «Как я могу говорить о чем-либо, помимо моего сына?» Успокоившись, она рассказала, что ее муж испытывает постоянный гнев на сына за его «слабость». Гнев мужа и ее собственные ответные чувства стали основным направлением последующего лечения.
8. Каким образом следует начинать собеседование?
Любое собеседование начинается с общих вопросов. Использовать можно любой простой вопрос, типа: «Что привело Вас сегодня ко мне? Можете ли Вы рассказать мне о своих проблемах? Почему Вы решили записаться на прием?» Для тревожных пациентов полезно применение следующей схемы: вначале следует спрашивать о возрасте, семейном положении и жизненной ситуации. Это может дать им время, чтобы спокойно приняться за описание своих проблем. При очевидной тревоге, простое упоминание врача о ней может помочь пациенту рассказать о его опасениях.
9. Важно ли строго следовать структурированному формату беседы?
Нет. Пациентам следует предоставлять возможность излагать информацию наиболее удобным для них образом. Врач, который преждевременно обрушивает на пациента поток конкретных вопросов, лишает себя информации относительно процесса самостоятельного мышления пациента. Кроме того, он не может узнать, каким образом пациент использует молчание или справляется с печалью и лишает пациента возможности наметить или развить новые темы. Более того, если клиницист задает один конкретный вопрос за другим, он может затруднять себе возможность выслушать и понять пациента.
Это не означает, что конкретных вопросов следует избегать. Зачастую пациенты дают развернутые ответы на конкретные вопросы, типа: «Когда Вы были женаты?» Их ответы могут открывать новые пути для исследования. Ключевым является избегание скоропалительного подхода и предоставление пациентам возможности развивать свои мысли.
10. Каким образом следует задавать вопросы?
Вопросы следует формулировать так, чтобы побуждать пациента к беседе. Свободные вопро-сы, не подразумевающие ответ, позволяют пациентам больше развивать мысль, чем конкретные или наводящие вопросы. Наводящие вопросы (например, «Вы чувствовали грусть, когда Ваша девушка покинула Вас?»), как правило, приводят к прекращению беседы, так как они могут со-здавать впечатление, что врач ожидает от пациента неких чувств. Ненаводящие вопросы («Как Вы себя чувствовали, когда Ваша девушка покинула Вас?») являются более эффективными.


 
« Пред.   След. »
Помощь психолога

Подписка на новости

Здесь Вы можете подписаться на новости нашего сайта

Статьи
Новости
Подписаться
Отписаться



хостинг от .masterhost